Ребенок — отличник: почему иногда опасно быть лучшим?

«Талантище! Вот радость родителям!», то и дело не без гордости слышала Малика в свой адрес от соседей, знакомых и друзей родителей, родственников эти слова. Что говорить, девочка действительно талантлива: занимала первые места в предметных олимпиадах, блестяще отстаивала честь своей родной школы на различных конкурсах, училась на одни пятерки.

ребенок

Прозвенел последний школьный звонок. Малика пребывала в полной уверенности, несмотря на волнение, что с самым важным школьным экзаменом она справится без труда, сомнений в этом просто не было. И вот ответственный день наступил, результаты тестирования потрясли выпускницу и ее родителей – она не набрала необходимого количества баллов. Что случилось потом? К счастью, ребенок достойно справился с этой ситуацией, благо рядом оказались тактичные и мудрые родители, которые дали ей понять, что на этом жизнь не заканчивается, что все лучшее впереди.

Такой вариант развития событий на самом деле считается идеальным, девочка достойно справилась со встретившимся на ее пути поражением. Но, ведь, бывает и по-другому… Сегодня мы поговорим об обратной стороне медали успеха наших детей, о том, почему же, все-таки, опасно быть лучшим.

Ребенок стремится обогнать всех по успеваемости, да и вообще быть первым любой ценой, конечно же, это похвально, но если оно не достается ему ценой собственного здоровья. Он болезненно воспринимает любую критику. Для него не существует других оценок, кроме высшей, четвёрка – это катастрофа вселенского масштаба. Он не терпит похвалы в чужой адрес, поскольку хвалить разрешено только его. Этот ребёнок страдает синдромом отличника, который начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы.

Синдром отличника – причины

Ребенок – это инструмент. Да, да не удивляйтесь! Для некоторых родителей их собственное чадо – способ поднятия своей самооценки и подтверждения собственного статуса. Звучит жестко, но это так. Взрослых в этом случае не стоит винить, они сами того не осознавая, стараются через ребёнка достичь всего того, чего не смогли когда-то достичь они сами. Никто не спорит, что они стараются для ребенка, хотят как лучше, но, в стремлении дать ему блестящее образование, практически полностью занять его свободное время секциями, тренингами, языками, родители забывают о самом главном – прислушаться к мнению ребенка.

Ребенок старается привлечь к себе внимание, он думает, что родители его будут любить лишь только тогда, когда он оправдает их ожидания – будет отличником, успевать во всем и везде.

Заниженная самооценка – еще один корень проблемы. Причем такая реакция на собственные достижения у ребенка могла возникнуть еще до школы. Порой родители сами виноваты в этом, забывая о том, что малыш только учиться жить. В это время, когда формируется характер ребенка при любой неудаче лучше дать понять ему, что  ошибаться – это естественно. В школе ситуация усугубляется стрессом, который ребёнок испытывает в новой среде. А тут ещё родители постоянно сравнивают его с другими детьми: вот, мол, Маша хорошо написала работу, а ты что же нас позоришь?

ребенок

Каковы прогнозы?

Отличник в школе плавно перерастает в отличника-студента. Повзрослевший ребенок попадает в новый коллектив, в котором тоже учатся успешные ребята, но в отличие от него, для них безупречный результат – не самоцель. И здесь у молодого человека просыпается дух соперничества, кстати, это совсем даже неплохо. Но, в данном случае наш отличник чувст­вует серьёзную опасность вместо того, чтобы принимать различные ситуации без стресса.

Ребенок с синдромом отличника – это уже образ жизни, считают психологи. Причем образ жизни, который накладывает отпечаток на все, что их окружает. В детстве у них просто напросто нет свободного времени на игры, общение со сверстниками. Ребенок, предъявляющий к себе большие требования, не хочет, как ему кажется, быть посредственным. Если его усилия не оценили на «5» — это большая трагедия. Отсюда истерики, плохой сон и масса других проблем.

Не стоит:

• Сравнивать ребенка с другими детьми. Лучше напомните ему его предыдущие успехи и достижения. Показать, что к этому времени ему удалось достичь в сравнении с прошлым.

• Ругать за оценки. Не страшно, если он получил неуд за знания, лучше помогите и выясните, что ему тяжело дается в освоении предмета.

• Акцентировать внимание ребенка на его ошибках. Он должен знать, что бояться осечек не стоит. Ошибка – это стимул исправить её, справиться с трудностью, преодолеть себя. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вот увидите, в будущем ему значительно легче с такой позицией переживать жизненные трудности.

• Оценивать личность ребёнка по оценкам. Оценка – это только временный показатель какого-то этапа обучения. А вы любите своё чадо просто потому, что оно есть, без всяких условий. Показывайте свою любовь при каждой возможности.

• Отталкивать. Обычно, кода родители приходят уставшими с работы, они раздраженно отталкивают ребенка, который спешит в ваши объятия. Ему так хочется поделиться с вами  впечатлениями от школы или общения со сверстниками. Обязательно выслушайте его, пока ребёнок ещё переполнен эмоциями, пока горят его глаза! Потом его радость от встречи с вами поутихнет, цена детского откровения упадёт.

• Перегружать. Вполне понятно и объяснимо стремление родителей к тому, чтобы ребенок был разносторонне развит. Почему-то родители не всегда задумываются о том, что он может быть просто напросто перегружен информацией, занятиями посещая множество секций и кружков. А это довольно таки нелегко. Не стоит сразу думать, что ваш ребенок – лентяй. Почему же сразу так категорично? Скорее всего вы просто переоценили его возможности. Пусть он выберет кружок или секцию, где ему самому интересно, а не тот, который престижен или популярен в кругу ваших знакомых.

Комментарии
Оцените статью
Оценка читателей 4.67 (3 votes)
Sending